Оценивая структуру рынка водосточных систем в разрезе процентного соотношения отечественной и импортной продукции, игроки оперируют различными цифрами.
Например, Наталья Чечевицына считает, что оценить структуру рынка в долях сложно, поскольку отечественные производители не предоставляют данных об объемах произведенной и реализованной продукции.
«Структура рынка водосточных систем состоит их водостоков из оцинкованного металла кустарного производства, пластиковых водосточных систем импортного и отечественного производства, металлических водосточных систем импортных и отечественных, в том числе из меди, алюминия, титан-цинка и т.п. Причем отечественные водосточные системы из металла с полимерным покрытием можно разделить на две группы: кустарное производство из кровельного металла разного качества и промышленное производства из металла высокого качества», - классифицирует эксперт.
По подсчетам господина Федорова, на сегодняшний день в секторе водостоков из ПВХ импорт занимает порядка 89%. Однако следует отметить, что по сравнению с 2008-2009 годами доля украинских производителей в этой части рынка увеличилась на 6%, достигнув 11%.
Более оптимистично выглядит ситуация с водостоками из стали с полимерным покрытием. В сегменте рынка продукция отечественного производства занимает около 30%. 70% принадлежит импортным изделиям: Ruukki (Финляндия), Wijo, Siba (Швеция), AquaSystem, «Металл Профиль» (Россия), Niagara (Польша).
«Системы из ПВХ ТМ Profil (Польша) выигрывают за счет конкурентоспособной цены, большой сети дистрибуции, неплохого качества и простоты монтажа. TM Hunter (Англия) имеет большую сеть дистрибуции, раскрученный бренд, проста в монтаже, имеет большой выбор размеров и форм. ТМ Plastmo (Польша) конкурентоспособна в цене, имеет большую сеть дистрибуции, высокое качество продукции (отсутствие рекламаций), отличный дизайн, проста в монтаже. Металлические водосточные системы Ruukki (Финляндия) лидируют за счет известности бренда, большой сети дистрибуции, хорошего качества материала. Wijo, Siba (Швеция) держат лидирующие позиции на рынке за счет известности бренда, большой сети дистрибуции, хорошего качества материала. Однако недостаток этих водостоков — высокая цена по сравнению с аналогичной продукцией, представленной на украинском рынке», - дает детальную оценку Виктор Федоров.
Сергей Комар также с удовлетворением отмечает, что процент украинских производителей растет. Специалист оценивает долю отечественных производителей в 25-30%, импортных - 65-70% и предполагает, что в 2011 г. доля украинских производителей увеличится до 35 - 40%.
Если же рассматривать долю каждого сегмента рынка водостоков по итогам 2010 года, то по данным специалистов ООО «Арсенал-Центр» ситуация выглядит следующим образом: ПВХ занимает 65%, металлические водостоки — 30%, все остальные (медные, алюминиевые, титан-цинк) — 5%.
По мнению Сергея Комара, дать точную оценку каждому сегменту рынка водостоков достаточно сложно, но примерно расклад такой:
Кроме того, по прогнозам специалиста, в 2011 году значительно увеличится доля металлических водостоков, особенно с покрытием AluZink.
Анализ украинского рынка водосточных систем не будет полным, если не рассмотреть, какие виды водостоков являются лидерами продаж. По наблюдениям большинства операторов, в 2010 году пальма первенства принадлежит ПВХ-водостокам.
«Если не считать кустарной оцинковки», - уточняет Наталья Чечевицына и считает, что существенных изменений здесь не будет.
Ольга Кривопуск говорит о уже сложившейся в Украине традиции использования именно водостоков из ПВХ, т.к. помимо оптимального соотношения «цена-качество» эта продукция представлена в широкой палитре цветов, имеет очень легкий монтаж, неподверженность коррозии по сравнению с оцинкованными и металлическими водостоками, легкий вес.
По словам Виктора Федорова, при выборе водостоков украинские потребители, прежде всего, ориентируются на цену. Но наученные горьким опытом они понимают, что дешевое качественным не бывает. Поэтому свой выбор фокусируют на известных брендах и хороших отзывах других потребителей. Помимо перечисленных факторов важна также простота и скорость монтажа, близость к точкам продажи.
«В холодную пору года повышенным спросом пользуются системы из металла, поскольку монтаж водостоков из ПВХ возможен только при температуре до - 5°С», - уточняет эксперт.
Сергей Комар предполагает, что в 2011ситуация может измениться, и водосточные системы из ПВХ перестанут быть фаворитами потребительского спроса: «На металлические водостоки спрос будет повышаться после морозных и снежных зим 2009 - 2010 годов, люди стали отдавать предпочтение более надежным металлическим системам. Хотелось бы обратить внимание на водосточные системы с покрытием AluZink это очень перспективный материал так, как он может конкурировать по цене с ПВХ-водостоками, но по качеству значительно превосходит, т.к. не выгорает на солнце и не трескается на морозе».
Потребительский спрос украинского рынка водостоков имеет и другие ярко выраженные особенности, в первую очередь, сезонный характер.
«Профессионалы разделяют «низкий сезон» - начало весны, «средний сезон» - конец весны - начало лета и «высокий сезон» - вторая половина лета – первая половина осени. Примерно в конце октября – ноябре начинается спад, а зима – это практически «мертвый сезон», когда идут минимальные продажи», - делится информацией относительно сезонности рынка водостоков, совпадающей с активизацией работ на рынке кровельных материалов, Ольга Кривопуск.
Пик приходится на сентябрь, когда к зиме все стараются закончить кровельные работы , - замечает госпожа Чечевицина.
Что касается другой характерной черты - региональной специфики, то по наблюдениям специалистов ООО «Водосточные системы», существует определенная зависимость регионов Украины и предпочтений цветов водостоков. К примеру, на юге, в Крыму в частности, очень популярен белый цвет и вся гамма светлых цветов, т.к. там, как правило, в строительстве применяются материалы более светлые цветов.
На востоке Украины преобладает стандартная застройка, где используются серый и коричневый цвета водостоков. В Западной Украине, где распространена постройка срубов либо кирпичных домов с черепичными кровлями больше популярны коричневый, кирпичный и зеленый оттенки водосточных систем.
Наталья Чечевицына замечает, что в Западной Украине, по сравнению с остальными регионами нашей страны, большее количество потребителей отдает предпочтение металлическому водостоку.
Цель покупки водостока - еще один специфический признак, по которому нашу страну условно можно разделить на несколько зон.
«Например, в Крыму, Западной Украине, центральных регионах и Киеве, где более высокая покупательская способность населения и ведется больше строительства, водосточные системы покупают для новостроящихся домов, а на востоке, в основном - при реконструкции старых крыш», - делится наблюдениям Ольга Кривопуск.
А фактором, «объединяющим» страну, является стремление потребителя приобрести водосток хорошего качества за приемлемую, доступную цену. При этом, подчеркивает Наталья Чечевицына, для покупателей важна возможность выбора несколько типов и видов водосточных систем, подходящих к конкретной крыше, пропускная способность системы, дизайн, цвет, предоставляемая гарантия, консультации по монтажу и совместимость с другими кровельными материалами.
«Сейчас все большее внимание уделяется качеству. Ведь очень дорого и накладно заменить поврежденный, выгоревший или треснувший водосток», - отмечает Сергей Комар.