Значительно возросший спрос со стороны частных потребителей Андрей Бойко объясняет тем, что с 1 августа 2010 года розничные цены на природный газ для населения возросли в среднем на 50%, это стимулирует использование теплоизоляции, как одного из самых эффективных способов экономии энергии. Причина увеличившегося спроса на теплоизоляционные решения со стороны коммерческого строительства – в необходимости строительства инфраструктурных объектов к Евро-2012.
И хотя представители компаний называют сезоном пиковых продаж как летние месяцы, так и август-октябрь или июль – ноябрь, можно с уверенностью констатировать, что повышенный спрос на украинском рынке ТИМ в 2010-ом «растянулся» с июля по ноябрь. Вообще, в связи с сезонностью выполнения работ по строительству и утеплению зданий, как правило, на этот период приходится около 40% всех годовых продаж. 2010-ый не стал исключением.
Как сообщает Геннадий Сычев, осенью прошлого года на украинском рынке теплоизоляции фиксировались ощущение дефицита и активизация строительных компаний в это время. «Создалось впечатление, что строительный сектор стал выходить из кризиса», - делится наблюдениями специалист.
По мнению Егора Фаренюка, сентябрь-ноябрь 2010 стали не просто пиковыми, т.к. дефицит в это время наблюдался не только на отечественном рынке ТИМ.
«С августа месяца все украинские заводы по производству каменной ваты осаждали российские дилеры и заказчики - в России сложился колоссальный дефицит данной продукции. В результате, мощности заводов на 2/3 покрывали спрос из России. Это сыграло на руку вновь открывшимся предприятиям («Термолайф» и «Изоват»), они смогли загрузить свои мощности и даже в какой-то мере пренебрежительно отнестись к украинским партнерам. Однако, как показывает опыт, дефицит - дело внезапно приходящее и еще более резко уходящее. Российские производители к пиковым месяцам вполне могут успеть нарастить мощности и избежать повторения ситуации 2010 года. Поэтому украинским компаниям не стоит почивать на лаврах и рассчитывать на всепоглощающую Россию, а провести работу над качеством сервиса и обслуживания на внутреннем рынке», - обращает внимание эксперт.
Геннадий Сычев, поясняя дефицит соседнего рынка ТИМ пожарами, прошедшими на территории нескольких регионов России и последующими строительно-восстановительными работами с использованием минераловатных утеплителей, считает, что рынок России – достаточно емкий, несмотря на большое количество присутствующих там производителей. Поэтому он и дальше будет достаточно активным, в какой-то мере дефицитным, даже с учетом запуска там новых мощностей.
«Предприятия, находящиеся ближе к России, будут использовать такую ситуацию в своей стратегии продаж. Ведь если сравнить объемы производства в Украине с объемами потреблении, то мы увидим, что отечественные производители способны производить до 140 тыс. тонн в год, а рынок сможет потребить примерно 90 тыс.тонн. Остающееся количество продукции нужно будет куда-то сбывать. В Белоруссию – невыгодно, т.к. местный производитель полностью покрывает рынок достаточно качественной продукцией. Остается Россия, в которой к тому же ведется строительство объектов для Олимпиады-2014 в Сочи», - рассчитывает господин Сычев.
Даже судя по отдельным фактам, 2010-ый с его увеличением продаж, в отличие от двух предыдущих лет, оставил позитивный настрой игрокам рынка теплоизоляции – все ожидают положительной динамики развития. Рост рынка (по оценкам операторов, как минимум, на 15%) будет стимулироваться рядом факторов, например, повышением цен на энергоносители (а значит, частник будет продолжать утепляться), активным строительством инфраструктуры к Евро-2012, свою лепту внесет строительство и реконструкция зданий по программам доступного жилья и утепления зданий.
«Возобновятся инвестиции в замороженные в 2008 году объекты, что дополнительно увеличит спрос. Также возобновление кредитования увеличит объем строительства коммерческих объектов», - добавляет Андрей Бойко. Егор Фаренюк считает, что данный рынок однозначно будет продолжать расти и, возможно, перекроет пиковый 2007 год. Развитие неизбежно, ведь по-прежнему мощности украинских заводов значительно превышают потребности внутреннего рынка. Александр Шевченко предполагает рост рынка на 15-17% и больше. «Планы на 2011 только оптимистические. Судя по первому месяцу 2011-го, тренд к стремительному росту рынка подтвердился. Начало года охарактеризовалось достаточно высокой активностью как коммерческого строительства (торгово-развлекательные центры), промышленных строек (заводы, сельскохозяйственный сектор), так и жилого фонда (различные жилые комплексы). Кроме этого доля в новом строительстве смещается в регионы (лидером всегда был Киев и область)»,- обнадеживает перспективами эксперт. Вадим Терещенко отмечает, что 2010 год вырос по сравнению с 2009-ым на 30% в тоннах и предполагает, что такой же рост будет и в 2011-ом.